13 января 2012 года
Предлагаем вашему вниманию интервью природоохранного прокурора Александра Николаевича Вигеля
«Мы с вами платим за чужой мусор»
- В последнее время мы стали уделять больше внимания крупным природопользователям на территории Красноярска и края. Если еще 3-4 года назад спрашивали: «Неужели есть еще такая прокуратура, природоохранная?!» Сейчас уже никто таких вопросов не задает, - утверждает природоохранный прокурор края Александр Вигель.
Воздух, недра и вода
- Чем объясняется более пристальное внимание природоохранной прокуратуры к предприятиям и организациям, которые нарушают требования экологического законодательства?
- Согласно Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Прокуратура - единая система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции, исполнением законов, действующих на территории страны. Природоохранная прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан. В 90-е годы и начале нулевых, экология считалась далеко не первым делом. Но общество меняется, и государство стало уделять большее внимание вопросам экологии. Раньше не было и таких крупных штрафов, как сегодня. Например, за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа от 100 до 250 тыс. рублей. Возможно и административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. За пользование недрами без лицензии предусмотрена административная ответственность должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. рублей, юридических лиц от 800 тыс. до 1 млн.рублей.
- Какие предприятия в этом году проверяли, и кто из них ходит в штрафниках?
- В этом году природоохранной прокуратурой и прокурорами районов и городов края проверены такие крупные предприятия, как РУСАЛ-Красноярск, РУСАЛ-Ачинск, ОАО «Красмаш», ОАО Енисейская ТГК-13, ФГУП «Горно-химический комбинат», ООО Артель Старателей «Прииск Дражный», колонии ГУФСИН России по Красноярскому краю и другие крупные компании. Многие предприятия у нас на постоянном контроле. Не забываем мы и автосервисы, котельные, муниципальные предприятия, лесозаготовителей и охотпользователей.
Мы анализируем всю информацию о нарушениях природоохранного законодательства, в том числе поступающую к нам из органов контроля и надзора всех уровней. Большинство проверок проводятся комплексно, с привлечением специалистов Управлений Росприроднадзора, Ростехнадзора, Россельхознадзора по Красноярскому краю, Службы по контролю в сфере природопользования, Службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, филиала ЦЛАТИ по Енисейскому региону и других.
Проверяем все, начиная с экологии, заканчивая промышленной безопасностью. Нарушения находим нередко. В этом году применены меры административного воздействия к ОАО «РУСАЛ Красноярск», ООО «Асфальтобетонный завод», ООО «Металпласт», ООО «Разрез Ключинский», ОАО «Красмаш», ООО «Красноярская региональная энергетическая компания», ООО Артель Старателей «Прииск Дражный» и другим.
- Вы обязаны контролировать не только воздух, недра, воду и отходы, но радиационную безопасность. На Железногорском ГХК часто бываете?
- Горно-химический комбинат мы проверяли в этом году. В части радиационной безопасности нарушений не выявили. Все зависит от руководителя, а он жестко спрашивает не только за экологические составляющие. И там на все необходимые мероприятия всегда есть средства.
Штрафы – не главное
- По результатам проверок нарушителям выписываются штрафы. Предпринимаются ли промышленными предприятиями конкретные меры по исправлению ситуации? Или каждый раз вы штрафуете за одно и то же?
- Чем крупнее предприятие, тем внимательнее к нашим требованиям их руководство. Устраняют нарушения и делают все, чтобы избежать их на других направлениях. У них есть для этого необходимые ресурсы: кадры, финансы. К тому же теперь каждый следит за своим имиджем. Мы в 2008 г провели проверку КРАЗа, и по итогам, решением суда, обязали достроить станцию доочистки. Рруководство предприятия строительство вело ускоренными темпами, - понимало, как важно исполнить судебное решение в срок. В настоящее время на заводе действует замкнутый цикл, сбросы в водные объекты, в том числе в реку Енисей, не осуществляются. В этом году в Северо-Енисейском районе по результатам проверки ООО АС «Прииск Дражный» мы установили загрязнение рек: сбросы осуществлялись с нарушением режима фильтрации. Отходы просто сжигались, незаконно снимался плодородный слой почвы. Возбудили порядка 16 административных производств, оштрафовали. Руководитель не ожидал этого, считая, что у него полный порядок. Он немедленно принял меры по исправлению ситуации: «Я же тут живу, и моя семья здесь живет!» Я всегда говорю – штрафы для нас не главное. Если у человека такой поворот в сознании произошел, мы не зря работаем.
- Чем в ушедшем году наиболее активно занималась природоохранная прокуратура?
- Мы задались вопросом куда уходит отработанное машинное масло? И оказалось, что предприятие, которое его в свое время принимало, кануло в лету. Но только автомобильных масел у нас приобретается на территории края порядка 5 тыс. тонн, они же не исчезают бесследно. Значит, куда-то сливаются. Эта проблема стала предметом обсуждения рабочей группы, председателем которой я являюсь. Она была создана в рамках взаимодействия между прокуратурой Красноярского края, Уполномоченным по правам человека в Красноярском крае и экологическими общественными организациями. Пригласив на заседание заинтересованных людей и ученых, обсудили проблему и наметили пути ее решения. Благодаря активной позиции первого заместителя министра природных ресурсов и лесного комплекса Сергея Васина, с января на базе ОАО «Красноярскнефтепродукт» планируется начать сбор отработанных автомасел, вначале только по Красноярску. На его организацию выделяется около 16 млн руб. КНП уже прошло лицензирование этой деятельности. Будет приобретена установка, оборудование, специальные автомобили. Масло будет собираться у всех крупных автопредприятий и автосервисов. Затем в планах реализация второго этапа этой программы – переработка масла.
Даже небольшая ферма наносит урон экологии
- Красноярск, Ачинск, Норильск по загрязненности воздуха входят в десятку самых неблагополучных городов РФ. При этом крупные предприятия-загрязнители то и дело сообщают о повышении экологичности производства, об установке новых очистных фильтров. Почему ситуация не меняется? Может быть там, как говорят в народе что-то «покручивают»?
- Начнем с того, что, согласно федеральному закону «Об охране окружающей среды» существует презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. То есть по уголовному праву есть презумпция невиновности. А тут, можно сказать, наоборот – презумпция виновности любого хозяйствующего субъекта. Потому что так оно и есть: и свиноферма оказывает негативное воздействие, и химическое производство, начиная с момента, когда вбита первая свая. Поэтому каждое предприятие платит за негативное воздействие. Могу сказать, что часто причина нарушений - человеческий фактор. Но он полностью исключен, например, когда речь идет о работе газоочистного оборудования того же КРАЗа. Его нельзя отключить просто так: на вход в компьютер и изменение параметров газоочистного оборудования, включая его приостановку, имеет право всего несколько человек, включая исполнительного директора. Некоторые граждане нам говорят: «Они на ночь отключают электрофильтры». Это невозможно! Потому что, придя утром, и посмотрев информацию компьютера, которая хранится до 5 лет, мы все это обнаружим. Мы можем прийти и посмотреть любой день, любое время суток: какой фильтр работал, а какой стоял на ремонте.
- И какой штраф предусмотрен за отключение? Может быть, им просто дешевле каждый день платить штрафы?
- За нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры предусмотрены административная ответственность юридического лица в виде штрафа до 20 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Размер штрафа для крупных предприятий незначительный, но кто из руководителей согласится на приостановление производственного цикла? Он понимает, что после этого автоматически лишится своего кресла. Ведь это – огромные убытки. Например, в городе Канске, по решению суда мы добились приостановки деятельности предпринимателя, который, не имея разрешения, эксплуатировал котельную для обогрева цехов.
- Если каждое предприятие априори наносит ущерб экологии, значит, не зря красноярцы возмущаются построенными во дворе ларьками и павильонами. Они могут жаловаться в природоохранную прокуратуру?
- Мы и такими делами занимаемся. Женщина-предприниматель самовольно ставит ларек прямо на газон и говорит: «А что тут такого?». Мы привлекли ее к административной ответственности, и через суд добились решения о сносе.
Не место для мусора
- Серьезный ущерб экологии наносят и несанкционированные свалки. А уж, какой ущерб они наносят обонянию и пейзажу, говорить даже не приходится. Меняется ли в крае ситуация в лучшую сторону?
- Наша проверка в 2009г. показала, что почти в 20 районах края мусор складируется, по сути, где попало. Суды по нашим искам обязали глав этих территорий организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов. Мы понимали, что деньги на это районы не смогут найти сразу, поэтому дали время до 1 января 2011г. Но когда срок подошел, оказалось, что почти ничего не сделано. Судебные приставы начали налагать штрафные санкции в отношении глав, разъясняя им предусмотренную уголовную ответственность за злостное неисполнение решения суда. И многие спохватились, стали обращаться в соответствующие министерства правительства края. В результате министерством природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края разработана программа на 2012-2014, согласно которой в течение 3 лет будет выделено почти 440 млн руб.
- Красноярск уже активно очищается от свалок. Правда, не очень успешно. Они появляются в других местах или возобновляются на прежних.
- Несанкционированными свалками в Красноярске мы совместно с Росприроднадзором плотно занимаемся уже практически два года. И районные прокуратуры, и служба по контролю в сфере природопользования, и полиция – теперь все нацелены на эту проблему. Привлекаем общественные организации. Вместе с организацией «Зеленый кошелек» мы проводили с детьми акцию. Ребята фотографировали замеченные нарушения. Например, за ТРЦ «Планета» они сняли, как водитель КамАЗа высыпал мусор на пустырь. Мы через ГИБДД нашли нарушителя, пригласили, вручили постановление, заставили убрать мусор. А ребят по результатам акции наградили не только грамотами, но и ценными призами - фотоаппаратами. Эти дети уже понимают, что если хотят жить в чистом городе и самим не надо мусорить, и приходится следить за тем, чтобы другие не нарушали порядок. Средства на ликвидацию несанкционированных свалок только в Красноярске тратятся огромные: в 2009г - около 17 млн руб., а в 2010г – уже 20,2 млн руб. Это - наши налоги. Кто-то мусорит, а платим мы с вами.
- На таких свалках частенько можно увидеть, в том числе, остатки ламп дневного освещения и энергосберегающих. Насколько они опасны?
- Если сейчас в кабинете разбить одну такую энергосберегающую лампочку, из нее выйдут пары ртути. Превышение ПДК будет более чем в 50-70 раз. Это, как радиация, - не видно, а воздействие оказывает колоссальное: на кости, на иммунитет. А у нас запросто могут выбросить лампу в мусоропровод. И между тем рассуждают: «Что-то мы болеть стали чаще, и дети в нашем подъезде такие больные! Наверное, экология плохая?» Да, плохая – хочется сказать им, - в том числе и потому, что вы или ваш сосед так поступаете! Чтобы таких случаев стало как можно меньше, правительством РФ в 2010 году утверждены правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
Мы сразу же занялись этой проблемой на территории города Красноярска. Заместитель главы города, руководитель управления по охране окружающей среды Кирилл Гупалов отреагировал оперативно. На базе нескольких ТСЖ, в управляющих компаниях и крупных специализированных магазинах организованы пункты приема отработавших энергосберегающих ламп. Этот процесс идет не так быстро, как нам бы хотелось. Но надеюсь, что скоро ко всем придет понимание.
- Пригородные леса вообще утопают в мусоре, наверное, никаких денег не хватит очистить эти, как говорится, излюбленные места отдыха красноярцев.
- Люди, наверное, не приучены. Хотя мне это абсолютно непонятно. Если мы дома пообедали в зале, мы объедки не бросим там же. Унесем их на кухню, в мусорное ведро. Но почему-то, выходя из дома, люди бросают мусор и объедки там, где отдыхали, куда снова захотят прийти. Чтобы видеть, как это плохо, не нужно быть природоохранным прокурором. Люди в лесок мусор вывезли, бросили, пока никто не видит – и ладно. А потом спрашивают: «Почему сорок лет назад мы из речки за огородами воду прямо так пили, а сейчас в ней и купаться нельзя?»
Приберите землю
- В 2011г, впервые по решению суда была приостановлена деятельность по выращиванию овощей в теплицах, которые использовались с нарушением законодательства. Под ними земля, на которой теперь уже ничего нельзя выращивать. Работа природоохранной прокуратуры с хозяевами подобных теплиц приносит результат?
- Тепличный комплекс мы совместно с Управлением Россельхознадзора проверяем 2 года подряд, привлечены и прокуроры Емельяновского, Березовского, Манского, Минусинского, Партизанского районов. Когда мы эту работу начинали, более 90% применяемых в теплицах химикатов были иностранного производства непонятного состава. Сейчас почти все – российские, сертифицированные. Часть руководителей таких сельхозпроизводств – россияне. А есть граждане других стран. Они берут землю у наших хозяев в аренду. Например, в Березовском районе бывший директор одного из совхозов сдал свою землю. Ему отдали деньги за год, и он доволен. А что там выращивается и что будет с землей, его видимо не волнует.
- Помидоры и огурцы можно в конце-концов не покупать. Жили раньше зимой без свежих огурцов, зато как радовались первому урожаю. А землю кто-то будет восстанавливать?
- Земля сильно загрязнена, поэтому мы и начали эту работу и будем ее продолжать. В СПК «Солонцы», по нашим данным 709 га земель сельхозназначения загрязнено. Первое наше требование – не выращивать на этих землях сельхозпродукцию, второе – рекультивировать. Первоначально суд удовлетворил иск по 40 га, в дальнейшем исковые требования природоохранной прокуратуры были удовлетворены в отношении земель общей площадью более 320 га. Радует, что и отношение руководителей сельхозпредприятий стало меняться. Сегодня они - и россияне, и иностранные граждане - уже не бегают от контролирующих органов. Сами заставляют работников устранять нарушения, не дожидаясь приезда людей в форме. Каждый человек когда-то прибирается в своем доме. Я бы сказал, что они тоже стали прибираться на своей земле.
Ссылка на источник http://www.krasproc.ru/news/aktualnye-intervyu/2637